Работа с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ и инвалидностью
+10
Георгий Уромов
Кудрявцев Владимир
Юлия Шапкина
Тихонова Ирина Владимиров
Алиса Михайловна Копылова
Конева Ирина Алексеевна
Константинова Наталья
Мария Воробьева
Каштанова С.Н.
Елена Хорошева
Участников: 14
Форум «Семья ребёнка с ОВЗ: Помеха?! Опора?! Союзник?!...?» :: Опыт работы с семьями, воспитывающими детей с ограничеными возможностями здоровья и инвалидностью: проблемы, достижения, риски и перспективы.
Страница 1 из 1
Работа с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ и инвалидностью
Дорогие друзья, мы рады начать работу нашего форума! Хочется, чтобы работа была продуктивной, наше общение приятным и полезным. Не забывайте внести о себе максимум информации, чтобы страна знала своих героев!
Последний раз редактировалось: Кудрявцев Владимир (Чт Мар 10, 2016 12:49 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
Кудрявцев Владимир- Сообщения : 6
Дата регистрации : 2016-02-19
Re: Работа с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ и инвалидностью
Говоря об опыте работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ и инвалидностью, думаю вполне логично начать с актуальных проблем! С какими проблемами приходится сталкиваться Вам?
Кудрявцев Владимир- Сообщения : 6
Дата регистрации : 2016-02-19
Re: Работа с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ и инвалидностью
Добрый вечер, основными проблемами, с которыми приходится сталкиваться в работе с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ и инвалидностью - это непонимание до конца со стороны родителей степени состояния собственного ребенка, нежелание идти на контакт со школой по принципу "он теперь ваш, будьте любезны, работайте на результат". Конечно, нельзя говорить о том, что это ситуация встречается ежедневно, но 30% родителей отказываются становиться "союзниками" в вопросах обучения и воспитания собственных детей. Возможно есть объективные причины такого поведения: неграмотность родителей в вопросах диагноза своего ребенка, не заинтересованность, обусловленная ассоциальностью той или иной семьи.
Елена Хорошева- Сообщения : 5
Дата регистрации : 2016-03-13
Re: Работа с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ и инвалидностью
Мой собственный опыт работы с детьми с ОВЗ показал, что самое главное и трудное, это не столько установление контакта с ребенком, а умение вступать в диалог с родителями. От того, как специалист распорядится родительскими ресурсами, семья может стать опорой и союзником в продвижении ребенка или напротив, помехой. Не договоритесь, не установите доверительные отношения – получите запрет, необоснованную критику, не получите поддержки и одобрения.
Каштанова С.Н.- Сообщения : 4
Дата регистрации : 2016-02-19
Re: Работа с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ и инвалидностью
Самая большая проблема - установление контакта с родителями: самые необучаемые дети обучаются иногда быстрее, чем родители. Пока единственный выход, который мы нашли для себя, - это присутствие родителя на занятиях с ребенком, активное вовлечение в занятие и параллельное пояснение сути происходящего. Родители видят сложности, которые возникают у их ребенка в ходе обучения, а самое главное - видят, что их ребенок успешен, а значит, начинают доверять специалисту. С этого момента начинается диалог и совместное сотрудничество.
Мария Воробьева- Сообщения : 1
Дата регистрации : 2016-03-13
Re: Работа с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ и инвалидностью
Я считаю, что наиболее важной является первая беседа с родителями. Даже первые минуты беседы. То, как будет преподнесена информация о состоянии ребенка, имеет огромное влияние на дальнейшее сотрудничество педагога и семьи. Чаще всего семья воспринимает педагога с волнением, я бы даже сказала - со страхом. Первые мысли родителя: "Все тут не так..." Многие родители думают, что их дитя приносит одни проблемы, и педагоги на него злятся. Видя волнение в глазах мамы, я стараюсь встать на защиту ребенка. Ни в коем случае не говорю страшных (для родителя) терминов. Ключевая формулировка для описания состояния ребенка - "особенный". Даю понять родителю, что его ребенок особенный, с особым своим мироощущением и восприятием, особенными потребностями и возможностями. Даю понять, что мне интересно работать с его малышом и хочется помочь ребенку достичь определенных результатов. Сначала делаю большой упор на положительные детали развития и успехи ребенка, а затем очень корректно объясняю проблемные моменты и стараюсь рассказать о путях решения. Убеждаю родителя, что все мы теперь в одной связке. Беседу обязательно провожу в спокойной обстановке, один на один. После первой беседы мной замечены такие реакции родителей: полная закупорка от окружающих и продолжение отрицания проблем у ребенка; облегчение от положительной обстановки беседы и желание пойти на контакт с педагогом; слезы, страх и общая нервозность. Исходя из реакции, я продолжаю работу с родителями дальше. С одной мамой мы таким образом искали контакт почти полгода. Еще один очень важный психологический момент. Важно найти в семье того человека, который наиболее близок к ребенку, с которым малыш чувствует себя комфортно, понять иерархию отношений в семье, которая создает определенный эмоциональный фон в отношениях. А эмоциональная составляющая домашних занятий и совместной деятельности взрослого и ребенка имеет большой вес. Обязательно найдется такой человек. Именно с ним необходимо большую часть разъяснительной и методической работы. У меня был такой случай. Мама в семье выступала в роли диктатора, ребенок перед ней робел, терялся и чаще всего замыкался, результатов домашней работы не было. Совершенно случайно, из беседы с ребенком я узнала о том, как ему нравится просто поболтать или играть с папой, что папа ему так здорово все объясняет и никогда не кричит. Я сразу же поговорила с отцом мальчика, объяснила реакцию ребенка, и мы нашли новый подход к организации домашних занятий. Самое интересное, маме стало намного легче и спокойней. Обстановка в семье стала более уравновешенной, появились первые положительные результаты в коррекционной работе. Педагог не должен ограждать себя стеной от семьи ребенка с ОВЗ. Он должен быть в первую очередь другом и наставником, человеком, которому хочется обратиться за советом, не боясь услышать что-то тяжелое и неприятное. Конечно же бывают разные случаи: родители не хотят заниматься ребенком или враждебно настроены к педагогу. Но всегда нужно искать компромисс и быть на стороне ребенка.
Константинова Наталья- Сообщения : 1
Дата регистрации : 2016-03-13
Re: Работа с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ и инвалидностью
Уважаемые друзья! Всем, безусловно, понятно, что рождение ребенка с ОВЗ - это потрясение для семьи. Далеко не все (практически никто) готовы сразу психологически адекватно принять появление на свет особенного ребенка, и выработать правильное отношение к нему. А именно установление адекватного отношения, принятие особенного ребенка родителями - это основа построения успешного коррекционно-развивающего процесса. Многим известен феномен испанца Пабло Пинеды, имеющего синдром Дауна и работающего преподавателем в университете. Так вот его мать в интервью сказала, что после его рождения она какое-то время горевала, а потом решила, что если она уже воспитала двух сыновей, то чем же ее младший сын может отличаться от старших? И она решили не проводить между своими детьми никаких различий и воспитывать их одинаково, посвящая достаточно много времени их развитию. То есть она безусловно верила в то, что ей удастся вырастить из младшего сына полноценного человека. Далеко не все родители детей с ОВЗ вырабатывают у себя такое позитивное отношение к развитию своих детей и понимание, что их детям нужна всесторонняя помощь, как самих родителей, так и специалистов. Многие родители имеют деструктивные установки по отношению к своим детям: инвалидизируют их или излишне оптимистичны по отношению к их состоянию, испытывают излишнее чувство вины за рождение особенного ребенка или занимают попустительскую позицию по вопросам развития ребенка...То есть изначально все родители, воспитывающие детей с ОВЗ, нуждаются в психологическом консультировании, призванном развить у них адекватные установки по отношению к детям, семейным отношениям, взаимодействию со специалистами и т.д.
Конева Ирина Алексеевна- Сообщения : 1
Дата регистрации : 2016-03-14
Re: Работа с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ и инвалидностью
Мне кажется,что мы должны сделать родителей своими союзниками,а,в свою очередь,родители должны поверить нам,должны поверить в то,что мы специалисты,знаем как помочь их детям в коррекции недостатков:тут необходимо сотрудничество всех специалистов с родителями,просвещение родителей,показ родителям динамики развития их детей с опорой на положительные стороны развития.В этом случае родители захотят с нами сотрудничать.
Алиса Михайловна Копылова- Сообщения : 3
Дата регистрации : 2016-03-17
Re: Работа с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ и инвалидностью
Добрый день! У меня есть ученик у которого родители считают, что всё внимание в процессе обучения должно уделяться лишь их ребёнку. В этой ситуации сложно было найти общий язык не с ребёнком, а со взрослыми которые его окружают. Именно поэтому первое время при общении нужно было вызвать у родителей доверие к своей личности, показать, что работа специалистов поможет им в коррекции недостатков. По моему мнению, только при взаимопонимании между родителями и учителями (воспитателями) получится толк в воспитании и обучении ребёнка. Так как если этого понимания не будет, то возникнет необоснованная критика со стороны родственников ребенка. Которая возможно возникнет не от плохого образования педагога, не от отсутствия у него опыта в работе с такими детками, а от того, что есть лишь личная неприязнь со стороны родителей к специалисту.
Тихонова Ирина Владимиров- Сообщения : 1
Дата регистрации : 2016-03-24
Возраст : 33
Re: Работа с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ и инвалидностью
Здравствуйте! Хотелось бы уделить внимание основным функциям, которые должен выполнять специалист по сопровождению семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ:
• информационная функция: специалист предлагает семье или ее отдель¬ным членам дидактическое изложение информации, владение которой позволило бы устранить недостаточную психолого-педагогическую и социальную компетентность;
• поддерживающая функция: специалист обеспечивает психологическую поддержку, которая отсутствует или приняла искаженные формы в ре¬альных семейных отношениях;
• посредническая функция: специалист в роли посредника со¬действует восстановлению нарушенных связей семьи с миром и ее чле¬нов между собой;
• функция развития семьи как малой группы: специалист помогает членам семьи развивать основ¬ные социальные умения и навыки, такие, как навыки внимательного отношения к другому, понимания нужд окружающих, умения оказывать поддержку и разрешать конфликтные ситуации, выражать свои чувства и замечать чувства других людей;
• функция обучения родителей и детей: специалист раскрывает перед родителями всю многогранность коррекционного психолого-педагогического процесса работы с ребенком, знакомит с принципами построения таких форм взаимодействия с ребенком, при которых он чувствует себя уверенно и комфортно.
• информационная функция: специалист предлагает семье или ее отдель¬ным членам дидактическое изложение информации, владение которой позволило бы устранить недостаточную психолого-педагогическую и социальную компетентность;
• поддерживающая функция: специалист обеспечивает психологическую поддержку, которая отсутствует или приняла искаженные формы в ре¬альных семейных отношениях;
• посредническая функция: специалист в роли посредника со¬действует восстановлению нарушенных связей семьи с миром и ее чле¬нов между собой;
• функция развития семьи как малой группы: специалист помогает членам семьи развивать основ¬ные социальные умения и навыки, такие, как навыки внимательного отношения к другому, понимания нужд окружающих, умения оказывать поддержку и разрешать конфликтные ситуации, выражать свои чувства и замечать чувства других людей;
• функция обучения родителей и детей: специалист раскрывает перед родителями всю многогранность коррекционного психолого-педагогического процесса работы с ребенком, знакомит с принципами построения таких форм взаимодействия с ребенком, при которых он чувствует себя уверенно и комфортно.
Юлия Шапкина- Сообщения : 3
Дата регистрации : 2016-03-26
Re: Работа с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ и инвалидностью
Уважаемые коллеги, спектр проблем достаточно широк, и большинство из них - очевидны! Пусть не главным, но заметным, часто именно "деструктивным" фактором, является "информационный развал", блуждая по которому, родители набираются отрывочных, сомнительных знаний, шаблонных суждений и не всегда корректных и позитивных установок. На просторах интернета как грибы растут всякие родительские сообщества, которые сплочённо и с большим энтузиазмом дружат против педагогов, психологов, образования в целом.... И находятся те, кто это подхватывает и выставляет на свои знамёна популистские слоганы типа :"Долой специальное образования и специальные образовательные организации!" "Да здравствует всеобщая и повсеместная инклюзия!"
В непьостых условиях Йаботаем, товайищи!!!
В непьостых условиях Йаботаем, товайищи!!!
При этом, ведь работаем, сотрудничаем, добиваемся результатов!!! А чем можете похвастаться Вы?! Что хорошего, позитивного, полезного свершено на пути включения родителей в систему комплексного сопровождения детей с ОВЗ?! Поделитесь большими и маленькими победами, секретами профессионального мастерства, хитростями!
Кудрявцев Владимир- Сообщения : 6
Дата регистрации : 2016-02-19
Re: Работа с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ и инвалидностью
Наши родители, конечно, не ведут речь об отмене специального образования, но тем не менее требования предъявляют основательные. Хотят социального работника, тьютора, логопеда, дефектолога и психолога - все в соответствии с документами, разрабатываемых чиновниками. И, наверное, они правы??? Но когда встает вопрос о том, чтобы достичь хоть минимального уровня успешности в обучении ребенка и для этого требуется их постоянная помощь, взаимодействие и участие. Вот здесь и начинаются проблемы: непонимание, нежелание, неумение и т.п. Есть у нас одна ученица с ТИН, ее родители очень хотят, чтобы она могла ходить в магазин сама, рассчитываться деньгами, приносить элементарный набор продуктов. А ребенок считать умеет только до трех. Четыре года совместными усилиями администрации, специалистов, классного руководителя и воспитателя уговаривали маму поприсутствовать на уроках, посмотреть на своего ребенка в действии, среди одноклассников. Родители упорно отказывались, ссылаясь на то, что мы все должны, включая девочку. Но лед тронулся... И мама откликнулась, побывала на ряде уроков, увидела, как говорится: "лучше один раз увидеть..." и претензии отпали сами собой. Мама рада тем очень маленьким шажкам, которые делает её девочка в своем развитии. Приходит в школу за советом, делится с педагогами наблюдениями за ребенком дома и не предъявляет никаких лишних требований, особенно к собственному ребенку. Вроде бы все банально, но это победа...
Елена Хорошева- Сообщения : 5
Дата регистрации : 2016-03-13
Re: Работа с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ и инвалидностью
Как достичь понимания родителей?
автор Алиса Михайловна Копылова в Чт Мар 24, 2016 1:29 pm
Очень трудно общение с некоторыми родителями,в частности,у которых дети с комплексными нарушениями.Дело в том,есть такая категориЯ родителей,которые реально не хотят оценивать возможности и психофизические особенности их детей.Есть такие мамы(к счастью,их немного),говорят, что в школе не так учат, не такая программа,что дома её ребенок все выполняет,все понимает,чуть ли не читает....А этот ребенок не только не говорит,даже не фиксирует внимание...Вот тут-то и приходится проводить огромную работу с мамой.Согласование с мамой индивидуального маршрута сопровождения ребенка,приходится доказывать возможности её ребенка на данном этапе развития(вызов на школьный ПМПк,где все специалисты высказывают свое мнение и утверждают программу сопровождения ребенка,даются задания на дом,(но, дома мама чаще всего выполняет сама задание за своего ребенка),практикуем приглашение мамы в школу,когда,присутствуя на уроках или внеклассном мероприятии,мама наблюдает за своим ребенком, а потом учитель или воспитатель решают вместе с мамой,что получилось у её ребенка,а что даётся трудно,или что не получается...Так вот крототливо приходится работать,чтобы доказать родителям позицию школы,необходимую помощь специалистов и необходимое взаимопонимание и взаимосвязь родителей и педагогов.
Алиса Михайловна Копылова
автор Алиса Михайловна Копылова в Чт Мар 24, 2016 1:29 pm
Очень трудно общение с некоторыми родителями,в частности,у которых дети с комплексными нарушениями.Дело в том,есть такая категориЯ родителей,которые реально не хотят оценивать возможности и психофизические особенности их детей.Есть такие мамы(к счастью,их немного),говорят, что в школе не так учат, не такая программа,что дома её ребенок все выполняет,все понимает,чуть ли не читает....А этот ребенок не только не говорит,даже не фиксирует внимание...Вот тут-то и приходится проводить огромную работу с мамой.Согласование с мамой индивидуального маршрута сопровождения ребенка,приходится доказывать возможности её ребенка на данном этапе развития(вызов на школьный ПМПк,где все специалисты высказывают свое мнение и утверждают программу сопровождения ребенка,даются задания на дом,(но, дома мама чаще всего выполняет сама задание за своего ребенка),практикуем приглашение мамы в школу,когда,присутствуя на уроках или внеклассном мероприятии,мама наблюдает за своим ребенком, а потом учитель или воспитатель решают вместе с мамой,что получилось у её ребенка,а что даётся трудно,или что не получается...Так вот крототливо приходится работать,чтобы доказать родителям позицию школы,необходимую помощь специалистов и необходимое взаимопонимание и взаимосвязь родителей и педагогов.
Алиса Михайловна Копылова
Алиса Михайловна Копылова- Сообщения : 3
Дата регистрации : 2016-03-17
Re: Работа с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ и инвалидностью
Если я правильно понимаю, одним из действенных способов "вербовки" родителей на "свою" сторону было и остаётся включение родителей в сам процесс - присутствие на уроках или занятиях, совместная работа с ребёнком под руководством психолога или педагога. А как используются ресурсы тех, кто уже перешел на нашу сторону и является верным союзником? Коллеги, а есть ли что-то типа "клуба по интересам", сообщество "компетентных родителей", которые сразу же берут "актуализированного проблемного родителя" под крыло, так сказать, и на принципе "равный - равному" помогают максимально развиться и вырасти в плане собственных родительских компетенций и воспитательного потенциала? Поделитесь опытом. Особенно если это не формально и не только на бумаге. Ведь вот в своё время, работая на СКК VII вида, именно родители уже обучающихся в школе детей оказывали неоценимую помощь в работе с потенциальными учащимися и семьями, чьи дети направлялись на ПМПК.
Кудрявцев Владимир- Сообщения : 6
Дата регистрации : 2016-02-19
Re: Работа с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ и инвалидностью
Здравствуйте!Я тоже хочу обратить внимание на данную тему и немного сказать и свои мысли в этой области. Я считаю, что люди, оказывающие помощь детям с ОВЗ достойны отдельного внимания и уважения.Такая работа включает в себя умение находить общий язык не только с детьми, но и с родителями. Моя мама профессионал в этом деле. Я имел возможность лично пронаблюдать за ее работой, когда мы находились на соревнованиях в городе Кирове на первенстве России по плаванию среди ЛИН. Хочу сказать, что найти общий язык с детьми гораздо проще, нежели с родителями. Дети понимают и слушают указания своего наставника. Родители же ведут себя по другому: пытаются вмешаться в процесс обучения детей, даже не взирая на то, что говорил перед этим ребенку тренер. Но больше всего меня поразила реакция моей мамы: она спокойно объясняла каждому родителю, почему нужно сделать так, разъясняла отдельно каждому родителю, в чем он не прав, подробно описывала причины ошибок детей и неправильные действия взрослых по отношению к детям. Они внимательно выслушивали ее и соглашались. На ее месте любой другой давно бы развернулся и ушел. Мне и самому приходилось принимать участие в данных процессах, в результате чего мои нервы полностью сдавали. И тогда я спрашивал:" почему ты ничего не скажешь в ответ?" А она мне также терпеливо объясняла , как поступать в данной ситуации, чтобы родитель стал настоящим союзником в процессе воспитания таких сложных детей. Сейчас я понимаю всю сложность маминой работы не только с детьми, но и с родителями.
Георгий Уромов- Сообщения : 1
Дата регистрации : 2016-03-28
Объективный взгляд со стороны!
Хочется высказать Георгию самые искренние слова благодарности за приведённый пример и своё отношение!!! Наверное, то, о чём говорит Георгий знакомо каждому, соприкоснувшемуся с процессом обучения и воспитания любых детей, не только тех, у кого есть определённые ограничения в психическом или физическом здоровье. Причём, речь зачастую идёт не просто об активном вмешательстве или саботаже со стороны родителей, это может быть и достаточно агрессивное противостояние. На помощь педагогу в данный момент может прийти такой профессионально-коммуникативный навык как "техники работы с возражениями".Георгий Уромов пишет:.... Такая работа включает в себя умение находить общий язык не только с детьми, но и с родителями. ... Дети понимают и слушают указания своего наставника. Родители же ведут себя по другому: пытаются вмешаться в процесс обучения детей, даже не взирая на то, что говорил перед этим ребенку тренер. .... она спокойно объясняла каждому родителю, почему нужно сделать так, разъясняла отдельно каждому родителю, в чем он не прав, подробно описывала причины ошибок детей и неправильные действия взрослых по отношению к детям. Они внимательно выслушивали ее и соглашались. На ее месте любой другой давно бы развернулся и ушел. Мне и самому приходилось принимать участие в данных процессах, в результате чего мои нервы полностью сдавали. И тогда я спрашивал:" почему ты ничего не скажешь в ответ?" А она мне также терпеливо объясняла ,... как поступать в данной ситуации, чтобы родитель стал настоящим союзником в процессе воспитания таких сложных детей. ...
Осваивать и тренировать!!! Доводить до уровня обычных речевых навыков!! Вставлять в планы работы психолога с коллективом, организовывать тренинги! Параллельно - техники регуляции психоэмоциональных состояний и тренинги стрессоустойчивости! ВАЖНО ПОНЯТЬ, что в то время, когда большинство педагогов и воспитателей не то что владеть техниками, теоретически не имеют представлений о работе с возражениями и нивелированием вербальных атак, родители читают специальные сайты, статьи, "советы бывалых" и становятся весьма "зубастыми".
И здесь ни стаж, ни "мощь педагогическая" не являются вескими доводами! Возвращаясь к вопросу "как поступать, чтобы родитель стал настоящим союзником?", стоит вспомнить о том как это делается в разных сферах Надо быть сильным и уверенным, разбираться в предмете дискуссии, понимать психологию оппонента, владеть навыками переговоров и искусством дипломатии, стать для своего оппонента безопасным "значимым"!
А ещё, Георгий напомнил мне одну фразу, которую я часто высказываю как установку-пожелание: "Пусть у родителей и их детей всегда будет повод гордиться друг другом!"
Кудрявцев Владимир- Сообщения : 6
Дата регистрации : 2016-02-19
Re: Работа с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ и инвалидностью
Такие родители,которые всей душой за школу,есть,но,к сожалению,их ведь не очень много и из них-выпускники нашей школы,но и это радует.Такие родители помогают и в организации детей,в ремонте классов в работе с трудными семьями и родителями-мы очень рады, что практически,в каждом классе имеется такое действенное содружество,стараемся привлечь в это содружество других родителей.
Алиса Михайловна Копылова- Сообщения : 3
Дата регистрации : 2016-03-17
Re: Работа с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ и инвалидностью
Уважаемые участники форума! Стаж моей педагогической деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида составляет 25 лет, работаю учителем начальных классов.
Из моего опыта работы, могу отметить следующие ярко выраженные этапы проявления отношений родителей относительно ситуации, когда ребёнок с ОВЗ попадает в коррекционную ( специальную) школу :
1. Испуг. На данном этапе важна поддержка со стороны педагогического коллектива и непосредственно педагогов, которые работают с данным ребенком.
2. Настороженность. Повышенное внимание со стороны родителей к окружению их ребенка и педагогам школы, обучающих его. На мой взгляд, на этом этапе главное показать родителям значимость ребенка в детском коллективе, его личностные особенности, способности.
3. Осознание. Деятельностью педагога на этом этапе является разъяснительная работа. Цель данного этапа сделать родителей своим союзником . Для этого необходимо показать систему работы педагогического коллектива и доказать ,что родитель становится частью системы данной работы.
4. Включить родителей в систему работы школы ,класса и сделать их инициатором- опорой.
По результатам многолетней практики можно отметить ,что большее количество родители становятся союзниками, но лишь часть из них- опорой, и, к сожалению, в моей практике не было инициаторов.
Из моего опыта работы, могу отметить следующие ярко выраженные этапы проявления отношений родителей относительно ситуации, когда ребёнок с ОВЗ попадает в коррекционную ( специальную) школу :
1. Испуг. На данном этапе важна поддержка со стороны педагогического коллектива и непосредственно педагогов, которые работают с данным ребенком.
2. Настороженность. Повышенное внимание со стороны родителей к окружению их ребенка и педагогам школы, обучающих его. На мой взгляд, на этом этапе главное показать родителям значимость ребенка в детском коллективе, его личностные особенности, способности.
3. Осознание. Деятельностью педагога на этом этапе является разъяснительная работа. Цель данного этапа сделать родителей своим союзником . Для этого необходимо показать систему работы педагогического коллектива и доказать ,что родитель становится частью системы данной работы.
4. Включить родителей в систему работы школы ,класса и сделать их инициатором- опорой.
По результатам многолетней практики можно отметить ,что большее количество родители становятся союзниками, но лишь часть из них- опорой, и, к сожалению, в моей практике не было инициаторов.
Клопова Ирина Александров- Сообщения : 1
Дата регистрации : 2016-03-29
Re: Работа с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ и инвалидностью
Здравствуйте уважаемые участники форума! Хочется и мне, учителю-дефектологу (тифлопедагогу) детского сада, внести, так сказать, свою лепту, сформированную на основе совершенно небольшого полугодовалого опыта работы с родителями детей с нарушениями зрения.
Как мы все знаем,сейчас, в условиях реализации нового ФГОС, тесная работа с родителями не просто крайне важна и необходима (а тем более мы говорим о детях с ОВЗ), а на данный момент того требует и наше государство. А мне, как тифлопедагогу, необходимо работать с ними в наитеснейшем тандеме, ведь от этого зависит выполнение нашей с ними главной задачи - сохранение и, по возможности, улучшение зрения их ребенка. И я, как тифлопедагог, в работе с родителями детей с нарушениями зрения, ставлю себе вот такие задачи, как например:
• построить свою работу с родителями детей, как с параспециалистами, относиться к родителям, как к партнерам;
• помогать создавать для ребенка развивающую и комфортную семейную среду;
• создавать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении детей;
• понять родителям особенности развития зрительного восприятия своего ребенка;
• сообщить им необходимые знания о развитии и воспитании ребенка и т.д.
Мне необходимо, чтобы родители соблюдали зрительный режим и все рекомендации и назначения врача-офтальмолога, мои рекомендации, как тифлопедагога и т.д.
Они должны следить за правильным ношением очков и окклюзий, за их состоянием; создавать дома определенные условия для комфортного зрительного восприятия (рациональное освещение, правильный выбор мебели и ее расположение, строго дозированный просмотр телепередач, обеспечение безопасности и т.д.),и все, конечно же, в зависимости от зрительного диагноза ребенка.
Но я каждодневно сталкиваюсь с определенными трудностями в работе с родителями детей с нарушениями зрения, и дело даже не просто в доверии ко мне, к моей компетенции и т.д. Для меня актуальна на данный момент совершенно другая проблема – влияние социально-биологических факторов на становление и развитие ребенка с ОВЗ, а это: финансовые трудности семьи – ведь многие родители даже не могут элементарно позволить себе купить очки ребенку; многие родители ведут асоциальный образ жизни; а еще очень интересный момент – другая культура, ментальность, образ жизни родителей (родители –цыгане).
Как мы все знаем,сейчас, в условиях реализации нового ФГОС, тесная работа с родителями не просто крайне важна и необходима (а тем более мы говорим о детях с ОВЗ), а на данный момент того требует и наше государство. А мне, как тифлопедагогу, необходимо работать с ними в наитеснейшем тандеме, ведь от этого зависит выполнение нашей с ними главной задачи - сохранение и, по возможности, улучшение зрения их ребенка. И я, как тифлопедагог, в работе с родителями детей с нарушениями зрения, ставлю себе вот такие задачи, как например:
• построить свою работу с родителями детей, как с параспециалистами, относиться к родителям, как к партнерам;
• помогать создавать для ребенка развивающую и комфортную семейную среду;
• создавать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении детей;
• понять родителям особенности развития зрительного восприятия своего ребенка;
• сообщить им необходимые знания о развитии и воспитании ребенка и т.д.
Мне необходимо, чтобы родители соблюдали зрительный режим и все рекомендации и назначения врача-офтальмолога, мои рекомендации, как тифлопедагога и т.д.
Они должны следить за правильным ношением очков и окклюзий, за их состоянием; создавать дома определенные условия для комфортного зрительного восприятия (рациональное освещение, правильный выбор мебели и ее расположение, строго дозированный просмотр телепередач, обеспечение безопасности и т.д.),и все, конечно же, в зависимости от зрительного диагноза ребенка.
Но я каждодневно сталкиваюсь с определенными трудностями в работе с родителями детей с нарушениями зрения, и дело даже не просто в доверии ко мне, к моей компетенции и т.д. Для меня актуальна на данный момент совершенно другая проблема – влияние социально-биологических факторов на становление и развитие ребенка с ОВЗ, а это: финансовые трудности семьи – ведь многие родители даже не могут элементарно позволить себе купить очки ребенку; многие родители ведут асоциальный образ жизни; а еще очень интересный момент – другая культура, ментальность, образ жизни родителей (родители –цыгане).
Сула Мария Вячеславовна- Сообщения : 1
Дата регистрации : 2016-03-29
Re: Работа с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ и инвалидностью
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я учитель - логопед ЦППМСП Санкт - Петербурга. Работаю как с учащимися начальных классов, так и с дошкольниками. В этом году мне довелось работать с тремя детьми - инвалидами, и я на собственном опыте убедилась, что семья такого ребёнка может действительно стать опорой и союзником в обучении, а может -помехой и тормозным механизмом. Приведу реальные примеры из опыта работы. Родители - взрослые люди со сложившимся мировоззрением, со своими убеждениями, далеко не всегда открытые для диалога со специалистом.
Одни имеют негативный опыт, уже сталкивались с непониманием, неприятием ребёнка, меняли образовательное учреждение, настроены негативно, порой враждебно. Так маму учащегося 4 класса, сменившего за время обучения несколько школ, долго не удавалась пригласить на консультацию. В разговоре, который у нас наконец состоялся, она призналась, что всегда сталкивалась с формальным подходом, и не ожидает ни от кого реальной помощи и понимания. Не смотря на то, что мне удалось установить контакт и с ребёнком и , как я полагала, с мамой, выработать совместный план работы, добиться определённых результатов, она внезапно отказалась от занятий, обосновав своё решение тем, что у неё есть собственная программа развития и обучения своего ребёнка, никто не знает её ребёнка лучше чем она, и она справится без посторонней помощи.
Другие родители стараются не замечать проблемы, перекладывая ответственность на педагогов и специалистов службы сопровождения, самоустраняясь от активного участия в образовании и развитии своего ребёнка. Такова позиция мамы первоклассника, с которым я занимаюсь в этом году.
Семья третьего ребёнка - дошкольника стала настоящим союзником в коррекционно - развивающей работе. Позитивный настрой, понимание и принятие своего ребёнка, умение радоваться даже самым незначительным достижениям, готовность к диалогу и сотрудничеству позволили добиться хороших результатов. Ребёнок, испытывал трудности в общении, в установлении контакта, особенно с детьми, тяжело адаптировался к любым изменяющимся условиям. Работа с ребёнком ведётся совместно с педагогом психологом. Сейчас он с удовольствием посещает занятия. От индивидуальных занятий перешли к подгрупповым, мальчик учится общаться и сотрудничать с другими детьми.
Подводя итог, хочу отметить , что трудностей на данном этапе, гораздо больше, чем позитивных моментов. Перспективы вижу в построении сотрудничества всех участников образовательного процесса, в установлении контакта с родителями ребёнка, оказании им психологической помощи и поддержки, в формировании неформального подхода к пониманию и решению проблемы у педагогов образовательных учреждений.
Одни имеют негативный опыт, уже сталкивались с непониманием, неприятием ребёнка, меняли образовательное учреждение, настроены негативно, порой враждебно. Так маму учащегося 4 класса, сменившего за время обучения несколько школ, долго не удавалась пригласить на консультацию. В разговоре, который у нас наконец состоялся, она призналась, что всегда сталкивалась с формальным подходом, и не ожидает ни от кого реальной помощи и понимания. Не смотря на то, что мне удалось установить контакт и с ребёнком и , как я полагала, с мамой, выработать совместный план работы, добиться определённых результатов, она внезапно отказалась от занятий, обосновав своё решение тем, что у неё есть собственная программа развития и обучения своего ребёнка, никто не знает её ребёнка лучше чем она, и она справится без посторонней помощи.
Другие родители стараются не замечать проблемы, перекладывая ответственность на педагогов и специалистов службы сопровождения, самоустраняясь от активного участия в образовании и развитии своего ребёнка. Такова позиция мамы первоклассника, с которым я занимаюсь в этом году.
Семья третьего ребёнка - дошкольника стала настоящим союзником в коррекционно - развивающей работе. Позитивный настрой, понимание и принятие своего ребёнка, умение радоваться даже самым незначительным достижениям, готовность к диалогу и сотрудничеству позволили добиться хороших результатов. Ребёнок, испытывал трудности в общении, в установлении контакта, особенно с детьми, тяжело адаптировался к любым изменяющимся условиям. Работа с ребёнком ведётся совместно с педагогом психологом. Сейчас он с удовольствием посещает занятия. От индивидуальных занятий перешли к подгрупповым, мальчик учится общаться и сотрудничать с другими детьми.
Подводя итог, хочу отметить , что трудностей на данном этапе, гораздо больше, чем позитивных моментов. Перспективы вижу в построении сотрудничества всех участников образовательного процесса, в установлении контакта с родителями ребёнка, оказании им психологической помощи и поддержки, в формировании неформального подхода к пониманию и решению проблемы у педагогов образовательных учреждений.
Мелешко Татьяна- Сообщения : 1
Дата регистрации : 2016-03-30
Re: Работа с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ и инвалидностью
Мы уже привыкли к платной медицине. И не возникает сомнений, делать ли бесплатную анестезию, ставить ли платную пломбу. Вариантов нет. Ответ ясен.
А частные школы? Состоятельные родители стараются дать своим наследникам самое лучшее образование. Но здоровье своих детей не всегда принимают во внимание. Заплатив приличные деньги за обучение ребёнка в небюджетной школе, желают получить все по максимуму, добирают в общую сетку уроков ещё и ещё дополнительные занятия. А выдержит ли 4-классник ежедневно по 8 уроков? И есть ли сейчас абсолютно здоровые дети?
Родители уверены, что платное поступление позволяет им замалчивать особенности здоровья и развития своего ребёнка. Справки с медицинскими заключениями, диагнозами просто не предоставляются. Педагогам остаётся догадываться. Хотя многое налицо или на лице. "Мы заплатили, и вы обязаны научить. А если не можете, значит плохие специалисты, и не место вам в частной школе". Вот такие бывают контакты с родителями.
Успехов нам всем в работе, уважаемые коллеги! И понимающих, отзывчивых, благодарных родителей!
А частные школы? Состоятельные родители стараются дать своим наследникам самое лучшее образование. Но здоровье своих детей не всегда принимают во внимание. Заплатив приличные деньги за обучение ребёнка в небюджетной школе, желают получить все по максимуму, добирают в общую сетку уроков ещё и ещё дополнительные занятия. А выдержит ли 4-классник ежедневно по 8 уроков? И есть ли сейчас абсолютно здоровые дети?
Родители уверены, что платное поступление позволяет им замалчивать особенности здоровья и развития своего ребёнка. Справки с медицинскими заключениями, диагнозами просто не предоставляются. Педагогам остаётся догадываться. Хотя многое налицо или на лице. "Мы заплатили, и вы обязаны научить. А если не можете, значит плохие специалисты, и не место вам в частной школе". Вот такие бывают контакты с родителями.
Успехов нам всем в работе, уважаемые коллеги! И понимающих, отзывчивых, благодарных родителей!
Марина Потоцкая- Сообщения : 1
Дата регистрации : 2016-03-31
Форум «Семья ребёнка с ОВЗ: Помеха?! Опора?! Союзник?!...?» :: Опыт работы с семьями, воспитывающими детей с ограничеными возможностями здоровья и инвалидностью: проблемы, достижения, риски и перспективы.
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения