Понятие родительской компетентности
+11
Irina Pristalova
Подгорнова Ирина
Миронова Ирина
ОльгаK
Аниута
Евгения Ю.Щ.
Русинова Юлия Анатольевна
Кудрявцев Владимир
Юлия Шапкина
Елена Хорошева
Каштанова С.Н.
Участников: 15
Форум «Семья ребёнка с ОВЗ: Помеха?! Опора?! Союзник?!...?» :: Родительские компетенции: структура, содержание, механизмы формирования.
Страница 1 из 1
Понятие родительской компетентности
Полноценная социализация детей с ОВЗ возможно только в семье, с помощью семьи, совместно с семьей. Поэтому актуальной является дискуссия о родительских компетенциях.
Что означает понятие «компетентностный родитель»? Какой он?
Что означает понятие «компетентностный родитель»? Какой он?
Каштанова С.Н.- Сообщения : 4
Дата регистрации : 2016-02-19
Re: Понятие родительской компетентности
Да, действительно семья для любого ребенка - это опора, особенно для ребенка, имеющего те или иные отклонения в развитии. Так кто же такой компетентностный родитель? Вопрос не из легких... Родительская общественность в настоящее время пытается соответствовать веяниям времени в воспитании детей, но каждый действует по своему как считает возможным. Часто слышишь от своих родителей, что не зная как действовать в той или иной ситуации они обращаются за советом к специалистам, либо ищут помощи информативной в глобальной сети. Намой взгляд, компетентностный родитель - это:
- просвещенный,
- предающий большое значение семейному воспитанию;
- умеющий взаимодействовать с ребенком (устанавливать доверительные отношения с ребенком, чувствовать состояние своего ребенка, понимать поведение ребенка);
- владеющий определенной педагогической культурой;
- владеющий методами педагогического воздействия;
- уверенный в себе и своих действиях.
Это, конечно, идеальная модель компетентностного родителя
- просвещенный,
- предающий большое значение семейному воспитанию;
- умеющий взаимодействовать с ребенком (устанавливать доверительные отношения с ребенком, чувствовать состояние своего ребенка, понимать поведение ребенка);
- владеющий определенной педагогической культурой;
- владеющий методами педагогического воздействия;
- уверенный в себе и своих действиях.
Это, конечно, идеальная модель компетентностного родителя
Елена Хорошева- Сообщения : 5
Дата регистрации : 2016-03-13
Re: Понятие родительской компетентности
Во-первых, хочу себя поправить. Правильнее, если мы будем называть человека, родителя компетентным. А теперь к самому вопросу...мои размышления.
Компетентный родитель – это знающий родитель. Причем, знания должны быть мобильными, действенными.
Компетентный родитель – это принимающий решения во благо своего ребенка, берущий на себя ответственность за воспитание и развитие.
Компетентный родитель –это родитель, который принимает ребенка, а его диагнозами, проблемами, возможностями.
Главные позиции – это сотрудничество и умение договариваться с ребенком и со специалистом.
Компетентный родитель – это знающий родитель. Причем, знания должны быть мобильными, действенными.
Компетентный родитель – это принимающий решения во благо своего ребенка, берущий на себя ответственность за воспитание и развитие.
Компетентный родитель –это родитель, который принимает ребенка, а его диагнозами, проблемами, возможностями.
Главные позиции – это сотрудничество и умение договариваться с ребенком и со специалистом.
Каштанова С.Н.- Сообщения : 4
Дата регистрации : 2016-02-19
Re: Понятие родительской компетентности
При описании опыта работы с семьями большинство педагогов и других специалистов ссылаются на проблемы и препятствия во взаимодействии. Коллеги, мне бы хотелось, чтобы на этом форуме Вы поделились и положительным опытом. Каковы возможности отдельных специалистов и учреждений в формировании родительских компетенций?
Каштанова С.Н.- Сообщения : 4
Дата регистрации : 2016-02-19
Re: Понятие родительской компетентности
На самом деле не все так плохо. Действительно, роль специалистов в школе нельзя недооценивать. Ведь каждый педагог играет свою роль в формировании родительских компетенций. Например, учитель, чтобы родители могли видеть пусть даже незначительные успехи своего ребенка, приглашает их на уроки, естественно при заинтересованности семьи. Роль психолога и логопеда,врача-психиатра тоже нельзя недооценивать, т.к. эти специалисты являются зачастую ключевыми в общении с родителями обучающихся. Есть в школе еще и социальный педагог, который также находится в постоянном взаимодействии с семьями учащихся, помогает им как раз в решении многих проблем. В нашей школе для повышения родительской культуры создан лекторий, где рассматриваются темы, интересующие наших родителей. На занятия приглашаются как специалисты школы, так и представители центра родительской культуры "Исток". Мы часто проводим Дни открытых дверей, приглашая на них семьи наших учащихся. В целом подход можно найти ко всем родителям, если приложить определенные усилия (как можно больше показывать работу с детьми)
Елена Хорошева- Сообщения : 5
Дата регистрации : 2016-03-13
Re: Понятие родительской компетентности
Несомненно семья, имеющая ребенка с особыми нуждами - это семья, где происходит дезинтеграция семейных отношений. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье, в виду чего возможно возникновение неровных, конфликтных отношений между супругами и другими членами семьи.
Родители, заботящиеся о воспитании и развитии своего ребенка, не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться.
Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.
Именно поэтому в каждую школу должны быть включены мероприятия, направленные на поддержку семей, воспитывающих детей с нарушением развития, на развитие системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их родителей, на активное использование в деятельности специалистов новых форм работы по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями.
Родители, заботящиеся о воспитании и развитии своего ребенка, не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться.
Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.
Именно поэтому в каждую школу должны быть включены мероприятия, направленные на поддержку семей, воспитывающих детей с нарушением развития, на развитие системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их родителей, на активное использование в деятельности специалистов новых форм работы по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями.
Юлия Шапкина- Сообщения : 3
Дата регистрации : 2016-03-26
Re: Понятие родительской компетентности
Работа с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, в формировании родительской компетенции может включать в себя следующие содержательные направления:
1. Знакомство с психологическим климатом в семьях, воспитывающих детей с нарушениями развития. Адекватная оценка роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.
2. Адаптация родителя к нарушениям развития ребенка, принятие своего ребенка со всеми недостатками. Поддержание активной позиции родителей в развитии и воспитании своего ребенка.
3. Ознакомление родителей с особенностями развития детей с ОВЗ и способами (техники и методы) взаимодействия с ними. Осознание различий между внутренним миром ребенка и взрослого, восприятием, эмоциональными переживаниями. Мотивами, потребностями, поведением.
4. Повышение компетентности родителей в аспекте нравственного воспитания. Формирование инициативности и активности родителей в педагогическом процессе.
5. Обучение специалистами родителей различным техникам, нормализация детско-родительских отношений, преодоление поведенческих проблем ребенка.
6. Формирование толерантного отношения к нарушениям развития различных детей, умения взаимодействовать с такими детьми.
7. Снятие эмоционального выгорания родителей.
1. Знакомство с психологическим климатом в семьях, воспитывающих детей с нарушениями развития. Адекватная оценка роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.
2. Адаптация родителя к нарушениям развития ребенка, принятие своего ребенка со всеми недостатками. Поддержание активной позиции родителей в развитии и воспитании своего ребенка.
3. Ознакомление родителей с особенностями развития детей с ОВЗ и способами (техники и методы) взаимодействия с ними. Осознание различий между внутренним миром ребенка и взрослого, восприятием, эмоциональными переживаниями. Мотивами, потребностями, поведением.
4. Повышение компетентности родителей в аспекте нравственного воспитания. Формирование инициативности и активности родителей в педагогическом процессе.
5. Обучение специалистами родителей различным техникам, нормализация детско-родительских отношений, преодоление поведенческих проблем ребенка.
6. Формирование толерантного отношения к нарушениям развития различных детей, умения взаимодействовать с такими детьми.
7. Снятие эмоционального выгорания родителей.
Юлия Шапкина- Сообщения : 3
Дата регистрации : 2016-03-26
О компетентностях и не только!
В толковом словаре Д. И. Ушакова выделены различия понятий «компетентность» (осведомлённость, авторитетность) и «компетенция» (круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, перечнем полномочий). С. Г. Вершловский и Ю. Н. Кулюткин рассматривают компетентность как характеристику личности, В. Ю. Кричевский - как реализацию функций; В. А. Сластенин - как совокупность коммуникабельных, конструктивных, организаторских умений личности.
М. А. Чошанов пишет о компетентности как совокупности трех признаков: мобильность знаний, обладание оперативными и мобильными знаниями; гибкость метода, как умение применять тот или иной метод, наиболее подходящий к данным условиям в данное время; критичность мышления - способность выбирать среди множества решений наиболее оптимальное, аргументировано опровергать ложные, подвергать сомнению эффективные решения. Заметьте, мобильность, гибкость и критичность – как раз составляют группу самых «слабых звеньев» в личностных профилях родителей, с которыми нам приходится сталкиваться! Быть компетентным, значит не просто обладать знаниями, а быть потенциально готовым своевременно и качественно решать задачи.
Компетентный родитель - это человек, который:
– не испытывает субъективное чувство страха за то, что он «плохой», несостоявшийся родитель;
– не переносит собственных страхов, субъективных установок, чувств стыда и вины на своего ребенка;
– способен видеть реальную ситуацию, в которой развивается его ребенок, активно меняет, оптимизирует эту среду;
– при отсутствии результата действия или неудовлетворительном результате – ищет новые способы и пути решения задач;
– понимает, что для изменения ситуации развития ребенка в лучшую сторону, надо меняться самому, развиваться, учиться;
– способен принимать решения, доводить их до конечного результата и брать на себя ответственность за этот результат;
– готов к бкзусловномку принятию своего ребёнка и ближайших партнеров – субъектов воспитательно-образовательного пространства своего ребёнка;
– обладает развитым уровнем рефлексивного анализа собственных компетенций (осознает собственные «некомпетентности» и вырабатывает механизмы их трансформации/преодоления).
К критериям педагогической компетентности родителей можно отнести:
– открытость и доверительное отношение с детьми (с другими членами семьи);
– контроль, системность и комплексность подходов в развитии и воспитании ребёнка;
– гуманность и милосердие к окружающим и самому ребёнку;
– вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;
– рациональность и последовательность в своих требованиях к детям (не требовать невозможное, избегать двойных стандартов);
– конструктивность и позитивизм взаимоотношений в семье,
– знание индивидуально-типологических особенностей и потребностей своего ребёнка,
– ориентация на доверительно-партнёрские отношения с представителями «помогающих профессий» - специалистов системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью.
Отсутствие у родителей педагогических навыков, образования, опыта, времени, а, зачастую, простого желания заниматься с ребенком, компенсируется родительской гиперопекой, «инвалидизацие», искажением моделей отношений в семье, демонстрацией внешнего благополучия и т.д.. Это приводит к накоплению негативных эмоций в отношениях взрослых и детей, изменению общего климата в самой семье и системе внешних связей с представителями различных организаций и учреждений. Нередко семьи выбирают наиболее лёгкий и безболезненный путь – уход и отстранение.
Встречаются и прямо противоположные модели родителей, пытающиеся, наоборот, вмешиваться во всё, быть в курсе всего и заполнять собой всё пространство… Подкрепляется этот энтузиазм осведомлённостью и рядом амбиций, из которых ведущими являются:
– амбиция ясности (иллюзия понятности всего происходящего и чёткого понимания всех причин и механизмов происходящего);
– амбиция доступности (иллюзия простоты и лёгкости свершения определённых действий и достижения результатов, использования возможностей и привлечения ресурсов);
– амбиция превосходства (субъективная убеждённость в каких либо индивидуальных особенностях и свойствах, дающих явные преимущества в реализации каких либо суждений, действий, принятии решений и т.д.).
Осознание и отслеживание подобных тенденций – важный этап развития любой личности вне контекстов профессиональной принадлежности или отдельных социальных ролей. Осознать собственные некомпетентности, проанализировать так называемые слепые пятна в оценке себя, своей семьи, ближайшего окружения, имеющихся ресурсов, предпринимаемых (или не предпринимаемых) действий – один из наипервейших шагов в личностном, социокультурном и профессиональном развитии.
И ещё….
Осведомлённый и просвещённый – совсем не означает КОМПЕТЕНТНЫЙ!
М. А. Чошанов пишет о компетентности как совокупности трех признаков: мобильность знаний, обладание оперативными и мобильными знаниями; гибкость метода, как умение применять тот или иной метод, наиболее подходящий к данным условиям в данное время; критичность мышления - способность выбирать среди множества решений наиболее оптимальное, аргументировано опровергать ложные, подвергать сомнению эффективные решения. Заметьте, мобильность, гибкость и критичность – как раз составляют группу самых «слабых звеньев» в личностных профилях родителей, с которыми нам приходится сталкиваться! Быть компетентным, значит не просто обладать знаниями, а быть потенциально готовым своевременно и качественно решать задачи.
Компетентный родитель - это человек, который:
– не испытывает субъективное чувство страха за то, что он «плохой», несостоявшийся родитель;
– не переносит собственных страхов, субъективных установок, чувств стыда и вины на своего ребенка;
– способен видеть реальную ситуацию, в которой развивается его ребенок, активно меняет, оптимизирует эту среду;
– при отсутствии результата действия или неудовлетворительном результате – ищет новые способы и пути решения задач;
– понимает, что для изменения ситуации развития ребенка в лучшую сторону, надо меняться самому, развиваться, учиться;
– способен принимать решения, доводить их до конечного результата и брать на себя ответственность за этот результат;
– готов к бкзусловномку принятию своего ребёнка и ближайших партнеров – субъектов воспитательно-образовательного пространства своего ребёнка;
– обладает развитым уровнем рефлексивного анализа собственных компетенций (осознает собственные «некомпетентности» и вырабатывает механизмы их трансформации/преодоления).
К критериям педагогической компетентности родителей можно отнести:
– открытость и доверительное отношение с детьми (с другими членами семьи);
– контроль, системность и комплексность подходов в развитии и воспитании ребёнка;
– гуманность и милосердие к окружающим и самому ребёнку;
– вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;
– рациональность и последовательность в своих требованиях к детям (не требовать невозможное, избегать двойных стандартов);
– конструктивность и позитивизм взаимоотношений в семье,
– знание индивидуально-типологических особенностей и потребностей своего ребёнка,
– ориентация на доверительно-партнёрские отношения с представителями «помогающих профессий» - специалистов системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью.
Отсутствие у родителей педагогических навыков, образования, опыта, времени, а, зачастую, простого желания заниматься с ребенком, компенсируется родительской гиперопекой, «инвалидизацие», искажением моделей отношений в семье, демонстрацией внешнего благополучия и т.д.. Это приводит к накоплению негативных эмоций в отношениях взрослых и детей, изменению общего климата в самой семье и системе внешних связей с представителями различных организаций и учреждений. Нередко семьи выбирают наиболее лёгкий и безболезненный путь – уход и отстранение.
Встречаются и прямо противоположные модели родителей, пытающиеся, наоборот, вмешиваться во всё, быть в курсе всего и заполнять собой всё пространство… Подкрепляется этот энтузиазм осведомлённостью и рядом амбиций, из которых ведущими являются:
– амбиция ясности (иллюзия понятности всего происходящего и чёткого понимания всех причин и механизмов происходящего);
– амбиция доступности (иллюзия простоты и лёгкости свершения определённых действий и достижения результатов, использования возможностей и привлечения ресурсов);
– амбиция превосходства (субъективная убеждённость в каких либо индивидуальных особенностях и свойствах, дающих явные преимущества в реализации каких либо суждений, действий, принятии решений и т.д.).
Осознание и отслеживание подобных тенденций – важный этап развития любой личности вне контекстов профессиональной принадлежности или отдельных социальных ролей. Осознать собственные некомпетентности, проанализировать так называемые слепые пятна в оценке себя, своей семьи, ближайшего окружения, имеющихся ресурсов, предпринимаемых (или не предпринимаемых) действий – один из наипервейших шагов в личностном, социокультурном и профессиональном развитии.
И ещё….
Осведомлённый и просвещённый – совсем не означает КОМПЕТЕНТНЫЙ!
Кудрявцев Владимир- Сообщения : 6
Дата регистрации : 2016-02-19
Re: Понятие родительской компетентности
Уважаемые коллеги!
В очередной раз хочется поблагодарить заведующего и всех сотрудников Вашей кафедры, регулярно организующих Форумы по очень важным и злободневным темам. Персональная благодарность доценту Вашей кафедры Медведевой Е.Ю. за постоянное сотрудничество с дефектологами и учителями-логопедами Санкт-Петербурга.
Всё, что Вы пишете научным языком о родителях и о том, как они совместно с ОУ должны сотрудничать - это всё прекрасно!!! Но давайте вернемся к жизни, к реальностям......
______________________________________________________
На основании ФГОС дети с ОВЗ 1 сентября придут в школы с углубленным изучением иностранных языков, математики, биологии и т.д.
Сначала (29-30 августа) по телевизору журналисты традиционно научат родителей, как "чморить" учителей. А потом учитель массовой (английской) школы встретится впервые со слепым, глухим и у/о ребенком. Почему? Да потому, что теперь мама может отдать документы глухого ребенка в школу по месту жительства (регистрации).
Курсы, которые обязаны (по новым требованиям) закончить учителя будущего 1 класса не организованы, или организованы для "галочки", где за 36 часов (с прогулами) невозможно изучить то, что мы - дефектологи изучали 5 лет в ВУЗе и на качественной ежегодной практике!!! В Санкт-Петербурге-Ленинграде ранее хорошо учили будущих дефектологов!!!
В мою школу с углубленным изучением английского (+немецкий и французский с 5 класса) уже поступили два ребенка: один с кохлеарным имплантом, второй - с аппаратами на оба уха. Далее мы узнаем, какие еще сюрпризы ждут учителей (которые закончили только пед.училище 28 лет назад...) в начале учебного года. Они, как диковинку, рассматривали в прогимназии (школа для дошкольников) мальчика с кохлеарным имплантом. И уже лично ощутили взаимное непонимание в период общения с ребенком.
А мама этого ребенка сообщила сурдопедагогу д/с, что они идут в английскую школу и если учитель не будет знать, как работать с её ребенком, то она даст "училке" почитать книжку Королевой. Отговорить вторую маму от поступления в "сложную" школу, у которой ребенок с двумя аппаратами, нее удалось. мама пообещала, что они "начнут работать".
Компетенция (давайте честно) родителей в первую очередь заключается в том, что они точно знают Законы и кричат "нам положено", "мы будем", "вы обязаны", "мы на вас - в прокуратуру".
Конечно, не всё так плохо. Мне, дефектологу-логопеду, в профессиональной жизни очень повезло с родителями детей-логопатов, но сколько я для этого приложила сил и круглосуточных стараний!!! Сегодня молодые родители очень тяжело идут на профессиональный контакт. Чаще детей "на кружок" сдают и ждут результатов. И только мы - специалисты, можем выстроить систему грамотных взаимоотношений с родителями на благо наших учеников.
Я не против того, чтобы дети с ОВЗ учились в английских школах!!! Я против непрофессионализма, против глупости, против безграмотного взаимодействия сторон.
Образовательное учреждение обязано БЫТЬ ГОТОВЫМ к приему особенных детей - материально-техническая база, учитель-специалист, воспитатель и т.д. Но это всё красиво на словах....... Но давайте вернемся к жизни. Честно!!!
Еще раз огромное спасибо за вышеизложенные научные умозаключения о компетенции родителей. Но я живу, как хранитель Ленинградской логопедической школы, в реальных событиях, и они меня не радуют. Извините.
С большим уважением ко всем коллегам, Русинова Ю.А., Почетный работник общего образования РФ, Ветеран труда РФ.
В очередной раз хочется поблагодарить заведующего и всех сотрудников Вашей кафедры, регулярно организующих Форумы по очень важным и злободневным темам. Персональная благодарность доценту Вашей кафедры Медведевой Е.Ю. за постоянное сотрудничество с дефектологами и учителями-логопедами Санкт-Петербурга.
Всё, что Вы пишете научным языком о родителях и о том, как они совместно с ОУ должны сотрудничать - это всё прекрасно!!! Но давайте вернемся к жизни, к реальностям......
______________________________________________________
На основании ФГОС дети с ОВЗ 1 сентября придут в школы с углубленным изучением иностранных языков, математики, биологии и т.д.
Сначала (29-30 августа) по телевизору журналисты традиционно научат родителей, как "чморить" учителей. А потом учитель массовой (английской) школы встретится впервые со слепым, глухим и у/о ребенком. Почему? Да потому, что теперь мама может отдать документы глухого ребенка в школу по месту жительства (регистрации).
Курсы, которые обязаны (по новым требованиям) закончить учителя будущего 1 класса не организованы, или организованы для "галочки", где за 36 часов (с прогулами) невозможно изучить то, что мы - дефектологи изучали 5 лет в ВУЗе и на качественной ежегодной практике!!! В Санкт-Петербурге-Ленинграде ранее хорошо учили будущих дефектологов!!!
В мою школу с углубленным изучением английского (+немецкий и французский с 5 класса) уже поступили два ребенка: один с кохлеарным имплантом, второй - с аппаратами на оба уха. Далее мы узнаем, какие еще сюрпризы ждут учителей (которые закончили только пед.училище 28 лет назад...) в начале учебного года. Они, как диковинку, рассматривали в прогимназии (школа для дошкольников) мальчика с кохлеарным имплантом. И уже лично ощутили взаимное непонимание в период общения с ребенком.
А мама этого ребенка сообщила сурдопедагогу д/с, что они идут в английскую школу и если учитель не будет знать, как работать с её ребенком, то она даст "училке" почитать книжку Королевой. Отговорить вторую маму от поступления в "сложную" школу, у которой ребенок с двумя аппаратами, нее удалось. мама пообещала, что они "начнут работать".
Компетенция (давайте честно) родителей в первую очередь заключается в том, что они точно знают Законы и кричат "нам положено", "мы будем", "вы обязаны", "мы на вас - в прокуратуру".
Конечно, не всё так плохо. Мне, дефектологу-логопеду, в профессиональной жизни очень повезло с родителями детей-логопатов, но сколько я для этого приложила сил и круглосуточных стараний!!! Сегодня молодые родители очень тяжело идут на профессиональный контакт. Чаще детей "на кружок" сдают и ждут результатов. И только мы - специалисты, можем выстроить систему грамотных взаимоотношений с родителями на благо наших учеников.
Я не против того, чтобы дети с ОВЗ учились в английских школах!!! Я против непрофессионализма, против глупости, против безграмотного взаимодействия сторон.
Образовательное учреждение обязано БЫТЬ ГОТОВЫМ к приему особенных детей - материально-техническая база, учитель-специалист, воспитатель и т.д. Но это всё красиво на словах....... Но давайте вернемся к жизни. Честно!!!
Еще раз огромное спасибо за вышеизложенные научные умозаключения о компетенции родителей. Но я живу, как хранитель Ленинградской логопедической школы, в реальных событиях, и они меня не радуют. Извините.
С большим уважением ко всем коллегам, Русинова Ю.А., Почетный работник общего образования РФ, Ветеран труда РФ.
Русинова Юлия Анатольевна- Сообщения : 1
Дата регистрации : 2016-03-30
Re: Понятие родительской компетентности
Добрый день, ув. коллеги. Спасибо тем, кто затронул столь актуальную тему, поскольку участие родителей в образовательном процессе - очень важный момент не только в социализации детей с ОВЗ, но и в общем педагогическим процессе в целом.
Евгения Ю.Щ.- Сообщения : 1
Дата регистрации : 2016-03-30
Re: Понятие родительской компетентности
Я считаю, что компетентность родителей будет с каждым годом всё меньше и меньше, т.к. некомпетентный родитель не в состоянии воспитать компетентного (в будущем) родителя. И рождаемость в таких семьях, чаще всего, не контролируется. В данном случае очень много зависит от общества.
Аниута- Сообщения : 1
Дата регистрации : 2016-03-30
Re: Понятие родительской компетентности
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема родительской компетентности очень актуальна. Ведь именно в семье происходит первичная социализация личности ребёнка. Родительская компетентность - это прежде всего грамотность в вопросах образования, развития, воспитания своего ребёнка. Для зтого нужно время, а в современном мире все спешат, торопятся и для ребёнка часто времени и не хватает. А самое главное - это обеспечение покоя, доброжелательности, любви, понимания.
С уважением, Курицына О.В., СПб
Тема родительской компетентности очень актуальна. Ведь именно в семье происходит первичная социализация личности ребёнка. Родительская компетентность - это прежде всего грамотность в вопросах образования, развития, воспитания своего ребёнка. Для зтого нужно время, а в современном мире все спешат, торопятся и для ребёнка часто времени и не хватает. А самое главное - это обеспечение покоя, доброжелательности, любви, понимания.
С уважением, Курицына О.В., СПб
ОльгаK- Сообщения : 1
Дата регистрации : 2016-03-30
Re: Понятие родительской компетентности
Проблема формирования родительской компетенции является актуальной в специальной коррекционной школе.
Эту проблему я связываю с ситуацией, когда часть детей, обучающихся в данный момент в школе, являются детьми выпускников подобных коррекционных школ. По моим наблюдениям, такие родители не имеют достаточных компетенций в обучении и воспитании ребенка и ОВЗ. В связи с этим в специальных коррекционных школах VIII вида проводится систематическая работа всех специалистов по формированию, повышении, систематизации родительских компетенций практического характера.
Кроме этого, с обучающимися же детьми (будущими выпускниками коррекционных школ) ведется активная системная работа в этом направлении, в том числе на коррекционных занятиях СБО. В занятия СБО с пятого по девятые классы включен раздел «Семья», который предусматривает многочисленные направления работы (родственные отношения, личные взаимоотношения в семье, права и обязанности членов семьи, помощь родителям в воспитании и уходе за младшими детьми, уход за грудными детьми, условия для создания семьи, семейные отношения семейные традиции, закон РФ о браке и семье и т.д.)
По результатам работы могу отметить, что системная работа специальной (коррекционной) школы в данном направлении активно влияет не только на развитие родительских компетенций, но и закладывает основы у обучающихся проходящих курс занятий, тем самым предотвращая родительскую некомпетентность.
Эту проблему я связываю с ситуацией, когда часть детей, обучающихся в данный момент в школе, являются детьми выпускников подобных коррекционных школ. По моим наблюдениям, такие родители не имеют достаточных компетенций в обучении и воспитании ребенка и ОВЗ. В связи с этим в специальных коррекционных школах VIII вида проводится систематическая работа всех специалистов по формированию, повышении, систематизации родительских компетенций практического характера.
Кроме этого, с обучающимися же детьми (будущими выпускниками коррекционных школ) ведется активная системная работа в этом направлении, в том числе на коррекционных занятиях СБО. В занятия СБО с пятого по девятые классы включен раздел «Семья», который предусматривает многочисленные направления работы (родственные отношения, личные взаимоотношения в семье, права и обязанности членов семьи, помощь родителям в воспитании и уходе за младшими детьми, уход за грудными детьми, условия для создания семьи, семейные отношения семейные традиции, закон РФ о браке и семье и т.д.)
По результатам работы могу отметить, что системная работа специальной (коррекционной) школы в данном направлении активно влияет не только на развитие родительских компетенций, но и закладывает основы у обучающихся проходящих курс занятий, тем самым предотвращая родительскую некомпетентность.
Миронова Ирина- Сообщения : 1
Дата регистрации : 2016-03-30
Re: Понятие родительской компетентности
Работаю в группе детей с ЗПР с полной интеграцией ребёнка с синдромом Дауна.
Считаю, что формирования родительской компетенции во многом зависит от трезвого понимания особенностей своего ребёнка. По опыту работы хочу сказать в что очень маленький процент родителей правильно оценивает уровень развития своих детей ( кто-то очень завышает, а кто-то слишком занижает способности ). И очень обидно что вся кропотливая многолетняя работа с семьями ( родительские клубы, совместные занятия и праздники ….) перечёркивается не компетентностью некоторых врачей или педагогов, первый раз видящих ребёнка, и говорящих родителям ребёнка с ОВЗ: « Зачем вам коррекционная школа вырастет и всё перерастёт» или же наоборот, интеллектуально сохранного , но гиперактивного ребёнка с хорошим потенциалом отправляют в классы задержки, хотя ему требуется только психологическое и медицинское сопровождение. В результате страдают и дети и родители и педагоги.
Считаю, что формирования родительской компетенции во многом зависит от трезвого понимания особенностей своего ребёнка. По опыту работы хочу сказать в что очень маленький процент родителей правильно оценивает уровень развития своих детей ( кто-то очень завышает, а кто-то слишком занижает способности ). И очень обидно что вся кропотливая многолетняя работа с семьями ( родительские клубы, совместные занятия и праздники ….) перечёркивается не компетентностью некоторых врачей или педагогов, первый раз видящих ребёнка, и говорящих родителям ребёнка с ОВЗ: « Зачем вам коррекционная школа вырастет и всё перерастёт» или же наоборот, интеллектуально сохранного , но гиперактивного ребёнка с хорошим потенциалом отправляют в классы задержки, хотя ему требуется только психологическое и медицинское сопровождение. В результате страдают и дети и родители и педагоги.
Подгорнова Ирина- Сообщения : 1
Дата регистрации : 2016-03-30
Re: Понятие родительской компетентности
Меня, учителя школы с углублённым изучением английского языка, чёткая перспектива прихода в класс детей с ОВЗ откровенно пугает. Ровно потому, что меня не учили работать с такими учениками. Не хочется ставить эксперименты на себе, детях и родителях. Мы говорим о компетентности родителей. Я искренне рада, что сейчас на помощь родителям приходят специалисты. 20 лет назад нашей семье, где рос ребёнок-инвалид, мой брат, помощь оказывалась ребёнку, но не родителям. Помощи специалистов очень не хватало.
Irina Pristalova- Сообщения : 1
Дата регистрации : 2016-03-30
Re: Понятие родительской компетентности
Я считаю, что если в семье воспитывают такого ребенка, то ей необходима помощь: необходимо создать объединения родителей детей-инвалидов по обмену опытом, необходимо образовывать родителей для адекватного восприятия своего ребенка, формирование благоприятного микроклимата в семье, развитие родителей, индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка, организация выездных мероприятий: посещение театров, выставок и прочее, образовательные семинары, психологические тренинги, общественные акции, пресс-клубы и тематические круглые столы, публикации опыта воспитания ребенка в семье, встречи с представителями власти, занятия в системе «ребенок - родитель - специалист».
Писать можно много правильных слов, но я согласна с Ириной Присталовой нас не учили работать с такими детьми. Хотя в школе у нас уже давно есть такие дети: сидели весь урок под партой, гиперактивные ...
Писать можно много правильных слов, но я согласна с Ириной Присталовой нас не учили работать с такими детьми. Хотя в школе у нас уже давно есть такие дети: сидели весь урок под партой, гиперактивные ...
Тихомирова Светлана- Сообщения : 1
Дата регистрации : 2016-03-31
Re: Понятие родительской компетентности
Да, вопрос квалифицированной помощи не только ребенку, а может быть в большей степени родителям очень актуален. Но для этого нужно не бояться идти в школу, там всегда помогут и словом, и делом. К тому же сейчас появляется огромное количество центров помощи детям с ОВЗ и родителям, имеющим таких детей. На мой взгляд, мы не должны бояться быть услышанными и, естественно, уметь слушать самим. Главное установить доверительный контакт с родителями и тогда все будет получаться. Всем успехов и удачи в нашей нелегкой работе.
Елена Хорошева- Сообщения : 5
Дата регистрации : 2016-03-13
Re: Понятие родительской компетентности
Одним из основных условий, обеспечивающих эффективность деятельности службы сопровождения, является результативность консультирования родителей ребёнка с ОВЗ, что в итоге, отражается на степени выполнения всех рекомендаций специалистов и адекватном включении ребёнка в образовательную среду в соответствии с его возможностями.
Родителям необходимо оказывать эмоциональную поддержку, развивать с ними рабочее сотрудничество, акцентировать их внимание на положительных моментах. Информировать о возможностях ребёнка, включать их в процесс коррекционной работы. Помогать родителям выстраивать долгосрочные отношения со всеми специалистами.
Родителям необходимо оказывать эмоциональную поддержку, развивать с ними рабочее сотрудничество, акцентировать их внимание на положительных моментах. Информировать о возможностях ребёнка, включать их в процесс коррекционной работы. Помогать родителям выстраивать долгосрочные отношения со всеми специалистами.
Ксения Карпенкова- Сообщения : 1
Дата регистрации : 2016-03-30
Re: Понятие родительской компетентности
Здравствуйте , коллеги!
Действительно, в последнее время проблема принятия обществом людей с ОВЗ стоит остро.
Любой родитель воспринимает своего ребенка как самого любимого и лучшего. Для родителей не существует понятия что их ребенок больной, не такой...он все равно их ребенок. И в этом часто заключается проблема.
Когда такие ребятки приходят в школу, родители и педагоги должны объединиться и работать во благо развития ученика. Я считаю, что не нужно каждому "перетягивать одеяло на себя". Только при грамотной работе специалистов школы, грамотного сотрудничества с родителями, когда родители идут на контакт с учителем и не воспринимают его как врага, только тогда от работы будет результат. А так же учителя-предметники и классный руководитель обязательно, я считаю, должны сотрудничать с психологами, логопедами и т.д.
Желаю всем у кого в классе будут особенные детки найти взаимопонимание с коллегами и родителями!
С уважением, Иванова К.Е.. СПб
Действительно, в последнее время проблема принятия обществом людей с ОВЗ стоит остро.
Любой родитель воспринимает своего ребенка как самого любимого и лучшего. Для родителей не существует понятия что их ребенок больной, не такой...он все равно их ребенок. И в этом часто заключается проблема.
Когда такие ребятки приходят в школу, родители и педагоги должны объединиться и работать во благо развития ученика. Я считаю, что не нужно каждому "перетягивать одеяло на себя". Только при грамотной работе специалистов школы, грамотного сотрудничества с родителями, когда родители идут на контакт с учителем и не воспринимают его как врага, только тогда от работы будет результат. А так же учителя-предметники и классный руководитель обязательно, я считаю, должны сотрудничать с психологами, логопедами и т.д.
Желаю всем у кого в классе будут особенные детки найти взаимопонимание с коллегами и родителями!
С уважением, Иванова К.Е.. СПб
ксения2304- Сообщения : 1
Дата регистрации : 2016-03-31
Re: Понятие родительской компетентности
Родительская компетентность определяется, как способность родителей организовать семейную социально-педагогическую работу по формированию у ребенка социальных навыков, умений и интеллекта путём компетентного выстраивания жизненных ситуаций. Родительская компетентность - это компетентность родителя в осуществлении требуемого обучения с целью формировании социально-психологической компетентности ребенка.
С уважением, Шульженко Т.В., СПб
С уважением, Шульженко Т.В., СПб
Шульженко Татьяна- Сообщения : 1
Дата регистрации : 2016-03-31
Форум «Семья ребёнка с ОВЗ: Помеха?! Опора?! Союзник?!...?» :: Родительские компетенции: структура, содержание, механизмы формирования.
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения